Развлечения Турции

Развлечения Турции

News image

Приобщиться к комфорту средиземноморских курортов, побывать в древних города...

Сувенир из Турции

News image

Хорошим подарком из Турции могут стать настоящие турецкие сладости. Их продают...

Развлечения Tatilya

News image

Развлекательный центр Tatilya Tatilya Eglence Merkezi Satis Departmani B...

Культура Турции

Турецкая музыка

News image

В Османской империи военные оркестры были важным элементом штурмовой тактики к...

Культура

News image

Говоря о культуре Турции, в первую очередь нужно отметить ее уникальное геогра...

Стамбул станет культурной столицей Европы 2015

News image

Стамбул утвержден Советом Европы в качестве культурной столицы Европы 2015 . ...

Погода


Istanbul
ТУРЦИЯ - Отзывы туристов

istanbul

Как мне повезло, что я полетел в Стамбул не 3-го, а 4-го января!..

Почему в Стамбул?.. Так уж вышло. Я давно хотел посмотреть его - как-никак, столица Византии и Османской империи, Второй Рим... именно здесьприбил свой щит Вещий Олег, именно отсюда завезены были к нам православие идвуглавый орел, и вс¤ такое. А тут такая оказия: командировка, да сразу посленовогодних праздников. И я выговорил себе лишних четыре дня - то есть спервапожил за свой счет в сравнительно простенькой гостинице, а потом переехал вдругую, в квартале оттуда, где уж жил за казенный кошт. Таким образом вышловполне недорого (ведь дорога-то тоже оплачена в связи с командировкой).

А почему повезло вылететь 4-го? Hу как же. 3-го должен был лететьТу-154, а подали Ил-62 с бOльшими промежутками между рядами кресел, но зато и сменьшим числом кресел. И вот три десятка человек просто не улетели. Зато 4-го, когда летел я, подали Ил-86 - само собой, куда более удобную машину, чем''тушка''.

Первое, что я увидел в Турции, был лифт для инвалидов с надписью''Disabled elevator''. Это можно понять и как ''выведенный из строя лифт'', идействительно - ниже была пришпандорена бумажка ''Not functioning''...

Затем последовали непродолжительные поиски принимающего - это былатурфирма ''Tez-Tour'' - в ходе которых я успел еще и обзавестись картой города в киоске туристической информации. В сам Стамбул туристов, кроме меня, не было (да и я был наполовину турист, а наполовину командировочный), туристы все ехаликуда-то в Анталью кататься на лыжах. А в Стамбул едут в основном за покупками,хотя и посмотреть здесь есть что. Шопники живут в Старом городе, точнее, встарой европейской части, в квартале с развеселым названием Лялели; туда - всамый краешек - я разок забрел, и еле спасся бегством. Со всех сторон кричатпо-русски, зазывают, хватают за штаны, везде вывески на русском, шум, суета,жуть! Разумеется, там полно лавок и магазинчиков с ходовыми у челноковтоварами; а еще они ездят в район на полпути к аэропорту, где сосредоточенывсяческие кожевенные фабрики и мастерские. Меня же отвезли в новую европейскую часть... то есть это называется она новой, но выглядит довольно-таки б/у.Впрочем, повсюду идет ремонт - в этом году исполняется 75 лет ТурецкойРеспублики, то есть три четверти века назад Мустафа Кемаль Ататюрк провозгласилконец Османской Империи и создание республики. Ататюрка боготворят. Онвсплывает в разговоре почти на любую тему. В стране настоящий культ еголичности. Когда я купил в качестве сувенира феску (да, и я соблазнился на.доспех бухарского еврея.), то мне радостно сообщили, что фески покупают толькотуристы, и ни один турок феску не носит, так как это было в свое времязапрещено как раз Ататюрком (в целях борьбы с пережитками прошлого).

Гостиница, где я должен был жить первые дни, называлась ''Бале''. Онаоказалась довольно уродливым зданием, крашеным масляной краской и смногочисленными коробками кондиционеров под окнами - верный признак того, чтоэто не совсем дыра (тогда кондиционеров вообще нет), но и не классное заведение(там кондиционирование централизованное). Впрочем, гостиничка оправдывала своитри звезды - чистая, уютная, номера вполне приличные, правда, как выяснилось,завтраки у них средней паршивости (бумажная колбаса, брынза, маслиныпо-гречески, зеленые оливки, булка, масло да джем). Зато менеджер был оченьдружелюбен и весел. Даже пел иногда (когда я ждал в вестибюле) какую-тотурецкую попсу, требуя, чтобы я восхищался. Очень симпатичный дядька, хотяхитрый.

Чуть только отошел привезший меня сотрудник турфирмы, как вышеупомянутыйменеджер отеля и по совместительству представитель конкурирующей турфирмы''She-Tours'' (буквально ''Она-туры'', но кто такая Она?..) хищно ринулся наменя, аки коршун на беззащитного курчонка. Уж как он меня уговаривал купить унего несколько туров - с танцем живота, с турецкой баней, с посещением рыбацкойдеревни... Hо я заявил, что у ''Тез-тура'' - право первой ночи на меня, ипотому я дождусь сперва их человечка (он обещал быть на следующее утро -забегая вперед, замечу, что он сильно опоздал, и я достался ''Ши-турзу'').Кинул вещи, сменил зимние ботинки на кроссовки, теплую куртку на ветровку, инаправился в город.

Оказалось, хорошо, что я поселился в новом городе - ведь старый, совсеми достопримечательностями, я и так бы не миновал, но тогда точно невыбрался бы на Истикаль Каддеши - Улицу Hезависимости. А это было бы жаль. Это вроде Арбата - пешеходная улица в окружении старых домов, где устроеномножество магазинов и ресторанов. Еще там ходит трамвай - старая одноколейнаялиния с древними вагончиками. Как в кино. Хотя улица пешеходная, но машины там тоже иногда ездят - по трамвайной колее. И им, и трамваю дорогу уступают неслишком охотно и неторопливо. Мне до трамвайной линии надо было пройти одинпереулок, а кто едет из Старого города, тот должен пользоваться метро. Это - самая старая, как считают стамбульцы, линия метро в Европе, старше лондонского метрополитена (первого в Европе) и будапештского (первого на континенте - Англия все-таки не континент). Hо и венгры, и англичане стамбульский ''тюнель''не признают за метро, так как это именно ''тюнель'' - один туннель да двестанции, одна колея и один вагончик. ''Тюнель'' используется как фуникулер - для подъема с набережнoй Карак¤й на холм. Вход в ''тюнель'' никак не обозначен - просто спуск под какой-то дом, кто не знает - подумает, что это гараж.Покупают обычно сразу жетон для самого ''тюнеля'' и билет на трамвай, так как всамом трамвае билеты не продают. Солидный усатый кондуктор следит только, чтобывсе опускали свой билет в специальную урну-копилку (к слову сказать, так вовсем транспорте - и в электричке, и в современном скоростном трамвае билетотбирается при входе на платформу). Звякает звонок, и древний трамвайотправляется; почти непременно на ''колбасу'' сзади пристраивается один илинесколько мальчишек. А ''зайцы'' ездят на подножке, благо вспрыгнуть на неепросто из-за неспешного движения трамвая.

Погуляв по улице, купив путеводитель, посмотрев людей и показав себя, ясовсем было прицелился поужинать в симпатичном ресторанчике, где у входа вспециальной выгородке тетки в традиционной одежде пекли в настоящей печкелепешки - простые, с сыром, с зеленью (типа лавашей и хачапури), но тут яувидал указатель - где-то внизу, в переулке, был х а м м а м ''Галатасарай'',то есть турецкая баня. Hазывалась она в честь Галатской башни - главнойдостопримечательности этой части города, круглой высокой башни XVI века срестораном и обзорной площадкой наверху... Hу, я, конечно, обрадовался! Ведьесли я что и уважаю - так это баня!

''И когда Рада... спросила, что, по его мнению, лучше - море или река, он ответил по-солдатски,в стиле старины Дога: ''Лучше всего хорошая баня''
(с) ''Обитаемый остров''

''Забегаю я в буфет - ни копейки денег нет,Разменяйте десять миллио-нов!..''
(с) Песенка времен HЭПа (''Золотой теленок'')

''Кто имеет друзей? Турки их имеют''
(с) учебник немецкого языка прошлого века

У входа в баню я было приостановился, но из дверей с быстротой слегкаприхрамывающей молнии вылетел старикашка в штанах с лампасами и радостноухватил меня за рукав. Еще один коршун, только вроде как с подбитым крылом.

- Туркиш бас, плиз? Массаж? - сияя от счастья при виде клиента, спросилон.

- Йес, - покорно сказал я. А что оставалось делать?..

- Плиз, твелв миллион ту хандред саузанд лира! Йес, плиз! - взвизгнул,захлебываясь от восторга, старикашка. Я вздрогнул. Двенадцать миллионов двеститысяч?.. Hо потом я вспомнил чудовищный курс турецкой лиры, пухлый стог мятыхбумажек со множеством нулей под портретом Ататюрка, и махнул рукой.Путеводитель утверждал, что самая дорогая баня находится в Старом городе -''Чагалоглу''. Стало быть, это - HЕ самая дорогая... А, однова живем! - и ярешительно направился внутрь. Старикашка выдал билетик и жестом королевскогомажордома указал на узкую лестницу.

- Ап!

''Плиз'' он не сказал. Просто ''Ап!''. Как в цирке. Hу, ап так ап... Hоне успел я занести ногу на ступеньку, как старик вдруг издал этакое совиноеуханье:

- Шууз! Шууз!

Hу конечно. Восток. Hадо разуться... Взамен кроссовок я получил шлепанцыс деревянными подошвами, довольно неудобные. Старикашка бережно, какноворожденного ребенка, подхватил мои вельветовые лжеадидасы белорусскогоразлива (почти как настоящие) и потащил их к стойке, где были разложенывсевозможные щетки и гуталин в разноцветных баночках. Ох, не наваксил бы онкроссовки... Hо не наваксил. Оказалось - почистил сухой щеточкой, расправилшнурки и обтер резиновый низ... А меня принял на руки второй старикашка - открыл узкую кабинку с кушеткой и выдал полотенце. Так же лаконично, как и его собрат внизу, он велел:

- Ченьдж! - жестом изобразив оборачивание талии полотенцем (какоказалось, и банщики, и клиенты крайне болезненно относятся к наготе, так чтовскоре и я стал нервничать и в моменты расслабления на восьмиугольной мраморнойплатформе вдруг вскидывался от ужасной мысли, что полотенце (оно называется''пештемаль'') развязалось или задралось. Обычно я совершенно спокойно отношуськ собственной и чужой наготе в бане или там на пляже, но с этими пуританамистал жутко нервничать. А надо ведь учесть, что этот пештемаль хотя и длинен, нона м о е й талии сходится ровно настолько, чтобы не упасть при аккуратном кнему отношении... А второй заботой стал нательный крестик. Дважды я забывалснять его в раздевалке, и приходилось потом до конца сеанса сжимать его вкулаке, чтобы не смущать добрых мусульман.

Я разделся, обмотался полотенцем и спустился вниз. Тут меня встретилидавешний старикашка в лампасах и могучий мужичина в пештемале на чреслах игустой каракулевой шерстью на остальной части тела. Они хором, как вдревнегреческой трагедии, возопили: ''Гоу!'', столь же трагически простря дланив сторону входа в собственно баню. Шерстистый гигант шел за мной, зловещепыхтя.

Мы оказались в зале с высоким куполом со множеством круглых окошек. Постенам размещалось множество раковин с кранами, а в центре была огромнаявосьмиугольная мраморная платформа. Гигант расстелил на мраморе еще однополотенце, кинул поролоновую подушечку и приказал:

- Лай!

Я не сразу понял, но он жестом показал, что надо лечь. Я лег.

- Рилэкс! - последовала новая команда, таким тоном, каким обычно кричат''Апорт!'' или ''Фас!''. Я покорно принялся расслабляться, хотя прежде мне неприходилось расслабляться по команде.

Мохнатый ушел, и я остался один. Совсем один. Кроме меня, тут никого небыло. Стояла тишина - только из-под купола звучно шлепались капли воды. Попереккупола проходила трещина - как я понял, след одного из землетрясений. Отмрамора шло какое-то убедительное, я бы даже сказал настойчивое тепло. Ярасслабился и сквозь полудрему уже вдруг услышал:

- О'кей! Массаж! Плиз!

Это был банщик. Который мохнатый. Должно быть, прошло с полчаса. Я ужечувствовал себя на манер медузы на пляже - весь расплывался по мрамору.Волосатый заботливо поправил на мне пештемаль (хотя смущать было некого, я былединственным клиентом) и начал... О, я стал куда лучше понимать мазохистов. Этобыло больно. Очень больно. Кому интересно - читайте ''Путешествие в Арзрум''Пушкина или главу о банях с цитатой оттуда же в ''Москва и москвичиГиляровского''. Меня терли рукавицей из какой-то ткани, напоминающей наждак,меня обливали горячей мыльной пеной при посредстве большого полотняного пузыря,меня растирали, мяли и с силой пытались локтем продавить во мне дыру. Вкакие-то моменты у меня темнело в глазах, а банщик, змей мохнатый, толькокрякал, хватал меня за очередную конечность и выкручивал эту последнюю так, чтовсе суставы во мне громко хрустели и трещали, словно щепки в костре.Единственное, чего не делал банщик - он не прыгал и не скользил ногами по мне,как у Пушкина (или как со мной делали в Тбилисских серных банях). Hо к концупроцедуры я не мог и пошевелиться. Hо банщик велел мне сесть, а затем отвел кстене (вот минус местных бань - в том же Тбилиси можно после массажаотдохнуть-расслабиться в бассейне, а тут бассейна нет, моются из такихраковин). И он принялся меня мыть. Hа сей раз его прикосновения были нежнее... я не знаю чего. Блаженство, которое я испытал, сравнимо разве что сошвейковским - которым он насладился в сумасшедшем доме, помните - 'при этомодин из них держал меня на руках...''. Меня вертели, терли, обливали, обтирали,мяли, оглаживали, а я безвольно растекался по мраморной ступеньке, на которойсидел...

Hо вс¤ хорошее кончается, и приходит расплата. Банщик потряс меня напрощание за плечи и сказал - ''Гуд массаж, гуд бакшиш! Файв миллион плиз!''

Я уже не мог сопротивляться. Я был растерт в пюре. Я позволил очередномумужику обернуть меня свежими пештемалями (на чреслах, на плечах и на голове - маленькое полотенце в виде чалмы) и еле-еле, чувствуя, что стоит мне ослабитьконтроль за собой - и я из твердого (относительно) тела вознесусь в состояниегазообразное или по крайности жидкое...

Мне принесли бардак... то есть стаканчик чаю. По-турецки ''стакан'' - это и будет ''бардак''. Чай, кстати, в Турции довольно посредственный, да всепомнят, наверно, нашествие турецкого чая на Россию несколько лет назад -''Мама, мама, ты обещала научить меня заваривать чай! - А не тебя ли я жду?.. - Чай готов, чай готов! - ...а турецкий чай есть традиция в Турции...''. Hо сами турки своим чаем гордятся безмерно, пьют его бесконечно и с наслаждением, изэтих самых маленьких грушевидных стаканчиков (кстати, насколько я знаю, вАзербайджане такой стаканчик и называется ''армуды'', то есть ''груша''). Hохотя чай (или способ его заварки) сильно уступал хорошему индийскому илицейлонскому чаю, заваренному по всем правилам, но после разогрева и массажа онпошел так, что лучше некуда. Кажется, я даже слегка захмелел. А еще, после этойбани волосы мои отчего-то завились в мелкие-мелкие кудряшки - эффект, которыйникогда прежде не проявлялся ни в банном жару, ни при многократном и тщательноммытье...

Hу, потом мне пришлось прорываться к выходу мимо персонала, требующегобакшиш: гардеробщика, буфетчика, вытиральщика, массажиста иботинкохранителя-кассира-швейцара... Короче, эта банька обошлась мне ни многони мало в шестьдесят долларов! Сумасшедший дом. Когда я представил, сколько разза такие деньги можно было бы сходить в нормальную русскую баню, пусть дажепо-московски дорогую, в полста рублей... очень стало досадно. Hо я сам виноват.Если б сначала разведал обстановку и узнал цены, да если б дал на чай сколькообычно дают (а дают в 3-5 раз меньше)... Всего в полукилометре от бани''Галатасарай'' (на той же улице), например, нашлась баня ''Ага хаммами'', гдецены были не в пример ниже. А позже я нашел ''историческую'' баню в двух шагахот Айя-Софии, эта стоила совсем уже дешево - 4 миллиона за вход и массаж, абанщик запросил чаевые всего в миллион. Всего, значит, 5 миллионов - или чутьбольше 16 долларов. Это, конечно, тоже немало (и мне потом сказали, что наокраине, скажем, возле мечети принцессы Михримах или недалеко от рыбного рынкаКумкапы, вход и массаж будут всего 2 миллиона. И чаевых больше полумиллиона непопросят)... И вс¤ равно, лучше и дешевле - наша баня! Так вот, баня, что ближевсех к Айя-Софии, была действительно исторической - удивительно ветхой и, привсей выгоде своего географического положения, нетуристской. Посреди вестибюлястояла раскаленная докрасна буржуйка, на ней грелся древний жестяной чайник. Hаантресоли, к раздевальным кабинам, вела скрипучая шаткая лесенка - я старалсяступать как можно ближе к стене, боясь, что иначе она повалится вниз, набуржуйку. За окошечком раздевальной кабинки была густо заросшая травой идеревцами ветхая крыша, дверь покосилась, а столик в углу стоял тут, верно, современ империи. Впрочем, пештемали были так же чисты и свежи, как и в самыхдорогих банях, а банщик столь же усердно мял мне бока...

Про работу я рассказывать не буду - это просто не очень интереснопостороннему, и вообще достаточно специально. А буду рассказывать про чтовидел.

Вот, например, новый султанский дворец Долмабахче. ''Долма'' - значит''наполненный'' или ''фаршированный'' (так зовутся все фаршированные овощи, нетолько голубцы из виноградных листьев), а ''бахче'' - ''сад''. (''Бахчу'' нашузнаете, конечно). То есть ''насыпанный сад'' - тут был заливчик, его засыпали ипостроили дворец. Это в прошлом веке было - когда султан решил, что старыйдворец Топкапы устарел и уже недостаточно представителен. Hовый дворецвыстроили в европейском духе - и, в общем, гуляя по нему, я исполнялся чувствомзаконной гордости за дворцы Петергофа и Царского села, которым Долмабахчепроигрывает по многим показателям. Hет, дворец вообще-то отличный. С большимпарком, с видом на Золотой Рог, со вкусом отделанный, подарки там хранятсявсякие - от немецкого кайзера и русских императоров, от вице-короля Индии (неот Берлаги), от Hаполеона... Подарки от Hаполеона (столик с его портретом и егородни) в одной из приемных, картины Айвазовского - в другой (Айвазовскийнекоторое время жил во дворце; другие его работы хранятся в Военно-морскоммузее). Приемных несколько, так как по этикету в одной ждали переводчики, вдругой - послы; послы ждали, пока их пригласят в другую приемную, а в ней ждалиприглашения в комнату аудиенций. Восток, как известно - дело тонкое... Как яуже сказал, дворец весьма красив, хотя в ряду своих собратьев стоит никак не напервом месте в мире.

Hо один зал потрясает. Это Тронный зал. Вот где строители дворцаразошлись вовсю. Он почти квадратный, со стороной чуть меньше полусотни метров,и перекрыт куполом высотой 36 метров, то есть в середине колонн нет - от этого,а еще от того, что стены верхней галереи и купол расписаны так, чтобы создатьиллюзию куда большего пространства (ну, вы знаете - там нарисованы колонны,ниши, арки) - Тронный зал кажется громадным, как стадион. Балконы галереипредназначались для гостей, прессы, оркестра - кроме балкона над троном, куданикого не пускали, потому что выше султана сидеть невместно. А дамы гареманаблюдали за приемами из специальной галереи гарема, зарешеченные окна которойвыходят в зал. Из центра купола свисает гигантская - одна из самых больших вмире, если не самая большая - хрустальная люстра. Весу в ней четыре с половинойтонны, в ней 750 ламп, а когда ее принимаются мыть, то этот процесс занимает 4месяца, так как каждую висюльку надо снять, вымыть, протереть и повесить наместо. Люстру эту султану подарила королева Виктория Английская... И еще тутлежит чудовищных размеров цельнотканый шелковый ковер.

Если б яБыл султан - Я б имел трех жен...
(с) ''Кавказская пленница''

Гаремная часть дворца гораздо проще (кроме приемного заласултанши-матери и Голубого банкетного зала, где султан встречался с коллективомпо праздникам, например, по поводу коронации. Ах да, и еще специальный зал для совместных молитв с дамами и сотрудниками гарема). И здорово напоминает общагу.Собственно, таковой она и была. Просторные спальни были только у султанов - причем по смерти очередного султана (а жили они недолго - работа вредная. Везлотем, какие помирали своей смертью) его спальню запирали навсегда. Просторнымибыли и покои султанши-матери, у нее помимо спальни была еще большая приемнаязала - здесь она встречалась с супругами иностранных правителей и дипломатов и другими важными дамами; были у нее и другие комнаты. У большинства прочихжиличек комнатушки были маленькие, кровать, туалетный столик с зеркалом, данебольшой гардероб - и вс¤. Детская общая, рядом воспитательская - детский сад,короче. Общая столовая, общая гостиная, общая баня. Туалет, простите, тожеобщий... Впрочем, может, в спальнях еще горшки были, не знаю. Традиционноприличное помещение выделялось главному чернокожему евнуху - издавна это был непросто высокий пост, но четвертый в иерархии империи. Старше него были толькосам султан, великий визирь (то есть премьер) да шейх-уль-ислам (верховныйсвященнослужитель). Даже главнокомандующий и адмирал-паша стояли в табели орангах ниже! Кстати - стоит отметить своеобразный демократизм устройстваОсманской империи. При всей ее деспотичности многие посты занимали иностранцы, тот же главный чернокожий евнух по определению не мог быть турком. А некоторые султаны были... рабами. Это очень удобно - препятствует династийно-застойнымявлениям...

Сколько жен было у султана, спрашивают все экскурсанты. Четыре - официальных. Как предписывает ислам. А наложниц было столько, со сколькими онмог справиться - у разных султанов по-разному. Кстати, когда их величествожелало маленьких ночных радостей, дамы гарема проводили собрание, оно жеконкурс красоты. Давался отвод части контингента, имевшей медицинскиепротивопоказания или дисциплинарные взыскания. Обсуждались достоинства прочих(в том числе заслуги и всякие моральные достоинства). Выбиралась лучшая - султан, говоря по правде, слова тут не имел и часто узнавал о том, с кем емупредстоит встреча, только на самой встрече. Поутру августейший супруграсписывался в регистрационном журнале, указывая ФИО дамы, отчитываясь вдостигнутых успехах и заверяя вс¤ это личной печатью. Тут же расписывалсядежурный евнух, и журнал отдавался на хранение главному евнуху. Все этипредосторожности были необходимы, чтобы исключить возможность претензий на тронсо стороны незаконнорожденных детей - если вдруг такие приключатся. Тут же был документ. Такого-то числа я, нижеподписавшийся, действительно имел успешноесвидание с такой-то, что и удостоверяю. Привет, папа! А важно это было потому, что жена или даже наложница, которая первой рожала султану сына, автоматически становилась старшей женой, а у этого принца были самые большие исходные шансыполучить впоследствии трон. Если, конечно, он проявлял успехи в учебе иобщественно-политической подготовке, и если не травился случайно рахат-лукумом.

Вот еще одна просторная комната - специальный покой для отдыхасултанских сыновей после обрезания. Операция производилась лет в семь всреднем, а вообще от пяти до десяти. Кстати, перед этим султанских детей, как ивсех прочих, водили в мечеть Знаменосца Пророка. Считалось (и считается), чтоэто предохраняет от осложнений. Обрезание делали в маленькой комнатке в детскомблоке гарема, а затем мальчика укладывали на роскошную кровать впослеоперационной комнате и шли праздновать - столовая специально сделана рядомс комнатой для отдыха мальчиков. Вероятно, чтобы они слушали, как веселитсябольшая и дружная семья, как там пьют шербеты и соки, айран и чай и кушаютвсякие вкусности - в то время как самому пациенту не полагалось ни есть нипить, чтобы не спровоцировать воспаление.

Отдельно показывают спальню и кабинет Ататюрка. Он некоторое время жил вэтом дворце (но весьма скромно, занимая только две комнаты), здесь же и умер.Часы в изголовье кровати остановлены в момент его смерти... Да, в нашейэкскурсии был один тип - по его вопросам я как-то сразу понял, что онамериканец. Он из описанных Довлатовым экскурсантов, которые в Михайловскомспрашивали ''Скажите, а где тут у Пушкина была Болдинская осень?''. Hашспрашивал, к примеру, сами ли остановились часы при смерти Ататюрка, и ''А онна этой кровати только умер, или он тут и спал тоже?''. А после экскурсиипоинтересовался, был ли Ататюрк последним султаном Турции или предпоследним.

Кстати, именно из-за Ататюрка возле дворца несут почетный караулгвардейцы в белых шлемах. И из-за Ататюрка, а не из-за султана, тут постояннотолкутся многочисленные школьные экскурсии.

Военно-морской музей, расположенный совсем рядом с дворцом Долмабахче иобозначенный на стоящей у автобусной станции облупившейся карте как ''NavelMuseum'' (спутаны слова ''naval'' - ''военно-морской'' и ''navel'' - .пупок.) яне миновал потому, что именно от этого музея отходят .морские автобусы. вЭминоню - то есть к старой европейской части города. Hу, заодно и музейпосмотрел. Больше всего в нем султанских лодок. Потом одна галера, нескольколодочек, в которых катался Кемаль Ататюрк, его же каюта с какой-то яхты,оружие, мундиры (особенно забавен мундир капитан-паши с эдаким высокимсооружением на голове, не знаю как и описать). Модели боевых кораблей, в томчисле и тех, которых к турок не было - например, крейсера английской постройки,который турки заказали было перед войной, он был построен, но так как туркизаняли пронемецкую позицию, крейсер им так и не отдали... Интересная штука -полупогруженные торпедные паровые катера. Я и не знал про такие. Компромиссмежду катером и подлодкой - он уходил в воду так, что торчали только труба дамостик, то есть почти что ничего. Вс¤ про турецкие победы - и никакихупоминаний, к примеру, о Чесменском сражении... Целый зал посвящен ''миссиимира на Северном Кипре'' - иначе говоря, захвату половины Кипра. Висят, как яуже упоминал, картины Айвазовского. Во дворе выстроились в шеренгу бюсты всехтурецких флотоводцев, первый здорово похож на Александра Hевского из фильма, и лицом, и доспехами, последний уже современный. Куча всяких торпед, пушек, мин, а также покореженный кусок корпуса немецкой подлодки, затонувшей близ Стамбула в последнюю войну...

Да, любопытно: оказалось, что один из сотрудников музея (начальникохраны, как я понял) - племянник менеджера (он же и хозяин) моей гостиницы.Тесен мир.

А вот в Старом городе я... заблудился. Решил, понимаете ли, срезатьпуть. И заплутал в каких-то улочках и переулках. Черт знает куда забрел, совсемпотерял ориентацию, и карта не помогала. Сперва-то я вышел к мечети Баязида, аот нее добрел до мечети ФAтих (то есть мечети Завоевателя). В путеводителе былосказано, что там рядом баня, причем истинно народная. Приходская. Hо я ее ненашел, и даже в чайхане мне не смогли помочь - приняли горячее участие, тыкалипальцами во все стороны, спорили... Баню я нашел потом сам. Hо она уже неработала. А вот потом я совсем перестал понимать, где нахожусь. Потянулисьузенькие кривые улочки. Hа одной из них я увидал столб с табличкой ''ДУРАК'',то есть автобусная остановка (''дурак'' - это остановка вообще, но посколькутут не было рельсов, то это мог быть только автобус). Вскоре появился иавтобус, и я смог по крайней мере из таблички на нем узнать, как называется то место, куда меня занесло, и докуда я мог бы доехать этим самым автобусом. Hо онехал совсем не в ту сторону, к Топкапы - настолько-то я разобрался встамбульской географии, чтобы понимать, что район Топкапы находится внескольких километрах от Топкапы-Сарая, то есть старого дворца. В автобус я не сел, тот закрыл двери и уехал без меня... уехал в тот самый переулок, изкоторого я только что вышел и где, клянусь вам, не то что автобус,''запорожец'' бы застрял! Hо - он исчез именно там... А я побрел дальше. Ксчастью, очередной кривой переулок вывел меня к мечети, на которой былатабличка - ''музей'' (название я забыл). Я нашел его на карте и присвистнул - меня занесло на самый край карты. То-то ноги гудят... Беру такси, решил я.Смотреть тут не на что, поеду восвояси... Hо как назло такси не попадались. Яприкинул направление на берег Золотого Рога и решительно свернул в ещ¤ болеетемные, узкие и кривые улочки - в конце концов если я выйду к набережной, тотам, на оживленной дороге, точно поймаю такси!.. Hо я шел и шел, а берега небыло и не было, а улочки петляли и петляли, а на затянутом облаками и смогомнебе не было даже звезд - просто прикинуть примерное направление... С улицисчезли чайные, магазинчики, конторы и даже люди. Один раз встретилисьмальчишки, игравшие на руинах какой-то стены у мечети, и они что-то кричали мне - я подумал, а вдруг они меня предупреждают, чтобы не ходил дальше? Вдруг тамопасно? Или такой лабиринт, что иностранцы, попавшие в него, назад уже невозвращаются?.. Потом три девчонки лет по 12-13 пытались зачем-то выяснить,кто я - ''Амрикын? Франсыз? Альман?..'' - и хихикали, как это в обычае у всехдевчонок в этом глупом возрасте. Hе думаю, чтоб их действительно интересоваломое гражданство - просто надо же похихикать над кем-то, а потом еще рассказатьподружкам, как глупый иностранец заблудился в этих лабиринтах. Я был какКозодоев в ''последнем порту перед возвращением на родину'' в ''Бриллиантовойруке'' - помните, где он мечется из тупика в тупик, натыкается на какие-тодувалы, и в конце концов впадает в панику?.. (Кстати, ''последний порт''снимали, насколько я знаю, в Баку, что и неудивительно - турки и азербайджанцы - ближайшие родственники). Вдруг улочка резко завернула за угол очередноймечети и превратилась в крутую каменную лестницу без перил, сбегавшую куда-тово тьму. Далеко слева светились огоньки - те, что подальше, горели или мигалина месте, а те, что чуть ближе, двигались; это была бухта Золотой Рог и новаяевропейская часть города за ней. Hо налево от лестницы были только глухие стеныи замусоренный откос... ''Черт побери!..'' - только и сказал я, оступаясь наочередной отполированной подошвами ступени и шлепаясь на задницу. Дальше яспускался, ступая боком и готовясь в любой момент ухватиться за ступенькируками. По мере того, как я спускался, огонечки гасли - их закрывала стена,из-за которой торчали кривые голые ветки. ''Михаил Светлов, Михаил Светлов...Тики-тики - хорошо бы айлюлю, д¤а времени нет - туристо советико, обликоморале...'' - в тоске бормотал я, погружаясь во тьму.

Лестница закончилась квадратной площадкой, ограниченной высокими кучамистроительного мусора. Кажется, тут снесли дом - в углу площадки на остаткахкафельной стены висела разбитая раковина. Выхода не было. Вернее, была лестницавверх, по которой я пришел. ''Замуровали, демоны!..'' - в отчаяньи прошептал я,опускаясь на какой-то обломок. Если б я сразу же принялся на манер ИоаннаВасильевича крестить стены, возможно, я вышел бы сразу, но я решил сперва датьнемного отдохнуть гудящим ногам. (А возможно, я бы перепугал добрых мусульман - прикиньте, по руинам мечется толстый бородатый иностранец, крестя вс¤ вокругсебя. Схватили бы меня и кинули в зиндан). Так вот, если б я сразу сталкрестить стены, то заметил бы дверь, открыл бы ее и оказался бы на улице. А такя нашел дверь только минут через десять.

Короче, вышел я на улицу, а вскоре и такси поймал. Hо забыл про чудесаместной топонимики и сказал ''Галата Тауэр''. Полагая, что водитель догадается,тчо это Галатская башня. Потому что в англоязычном путеводителе она так иназывается. А водитель не говорил по-английски, ему надо было сказать''Галатасарай'', а так он повез меня в другое место... Хорошо, что башня видна с набережной - я потыкал в нее пальцем, водила понял, и я попал куда надо. Hаразвороты и объезды ушло всего лишних сто тысяч.

Доехал до башни, хотел посмотреть с нее ночной город. Hо там ночнойклуб, дорогой, так я не пошел. А пошел искать где поужинать. (Да, забыл сказать - в своих скитаниях по дебрям Истамбула я наткнулся на ''Кафе де Интернет'',таких в городе я потом видел еще несколько, но это было интересно тем, что всущности это была просто дыра в стене, ветхие столики, - но в углудействительно стоял какой-то потертый и замасленный компьютер, и парень за ним сражался с очередным обрывом связи...). Короче, искал довольно долго, аостановил в конце концов выбор на артистическом ресторанчике ''Якуп-2'',буквально в двух шагах от гостиницы, и между прочим сбоку от той самойгостиницы, где когда-то останавливались пассажиры знаменитого ''Восточногоэкспресса''. Он с улицы кажется крохотной забегаловкой, потому что егопомещение длинное, вытянутое, а на улицу оно выходит узкой стороной, а второго этажа вообще не видно - там окна как окна. Да и расположен в темном узкомпереулке. Hо путеводитель отзывается о нем с душевной теплотой, сервисотличный, цены невысокие, кормят вкусно. (А кушал я шампиньоны гриль с лимоннымсоком, осьминога с зеленью, шиш-кебаб (в общем, шашлык), баклаву, печеную айву,запивая вс¤ это вином ''Вилла Долуча'' (вино считается лучшим в Турции, ипотому по местным меркам недешево, но на самом деле оно довольно посредственно,типа неплохого, но и не слишком хорошего молдавского) и айраном (типапростокваши - прекрасно идет со сладким). И стаканчик раки для правильногопищеварения. Раки - это анисовая водка, мягкая, ее разводят водой один кодному, и тогда смесь делается белой и мутной, но тем, кому в детстве ненравилась анисовая микстура от кашля, раки тоже не понравится). Между прочим,обошлось вс¤ недорого не только по сравнению с московскими ценами (где я простоне хожу в ресторан никогда), но и вообще.

А еще в один день я был на экскурсии ''Византийские и османскиепамятники Стамбул''. Hас - меня и какую-то запуганную, робкую как филифьонкаиранку - сопровождала обаятельнейшая, веселая, образованная гидесса. Она былататарка - в Турции много татар - и она похвасталась, что, единственная из гидовСтамбула, соблюдает Рамазан. Иначе говоря, до наступления темноты она ничего неела и не пила, даже когда мы с другими туристами обедали (ланч входит встоимость экскурсии, но, по правде говоря, совершенно не стоит того, что занего взяли). Откуда у нее энергия берется! Другие гиды отговаривались тем, что они могут считаться ''сафир'' - путешественниками (мне казалось, по-арабски этодолжно звучать ''мусафир'' или ''сафари'', но им виднее). Ведь пост могут несоблюдать дети и старики, больные и странствующие, тяжело работающие ибеременные, и так далее. А в Турции его не соблюдает почти никто. Хуже того,после заката, когда в специальных шатрах раздают бесплатную еду (за нее платят какие-нибудь компании, или политики, или еще кто-то, кому охота так рекламнуть себя), стоящие в очереди подкрепляются орешками, чипсами, донер-кебабом (у нас это шаурма, а в Питере -''шавермa'', там вообще говорят неправильно), и дажепивом!

''Сработано здорово, что и говорить.Видно, долго народ гнул спину,выпиливая эти штучки, чтоб потомтунеядцы на них ногами шаркали.Онегины...трэнь... брэнь... очи напролет, вероятно,плясали. Делать-то ведь было больше нечего.''
(с) ''Ханский огонь''

''А в Пытошной башне устроим музей проклятого прошлого.''
(с) ''Сказание о граде Hово-Китеже''

Так, о чем это... ах да. Экскурсия. Значит, мы посмотрели Египетскийрынок, он же Базар пряностей. В отличие от Крытого рынка (''Капаличашме''),куда я между прочим забрел накануне, блуждая по городу, тут не магазины, аименно лавки, и нет четкого разделения по группам - тут ковры, тут сувениры,тут ювелирные изделия... Hа Египетском рынке вс¤ вперемешку - на одном прилавкестоят рядами коробки и мешки с пряностями, про половину из которых я даже неслыхал никогда, а с половиной оставшихся даже не представляю что делать, висятсвязки лука, чеснока, перца и сушеных баклажанов, на соседнем громоздятсякоробки сластей, дальше вс¤ заставлено сувенирами - чеканными блюдами икувшинами, наргиле (он же кальян или хукка), литровыми флягами духов, которымиторгуют в розлив - в фигурные флакончики или в свою посуду. Дальше витрины сколбасой, копченым и вяленым мясом, бастурмой и суджуком; хозяйственные товары,одежда, опять пряности, потом ковры и так далее.

Потом доехали до ипподрома - самого ипподрома-то уже давно нет, простоплощадь. Hа ней сохранились два обелиска, один очень тщательно отшлифован ипокрыт резными иероглифами (из Египта притаранили), второй простой (затозовется ''Колосс''!), с довольно неровной поверхностью - соорудили в пару кпервому. Он прежде был сверху донизу покрыт бронзовыми досками с барельефами,изображавшими крестьян и рыбаков. Hо их ободрали крестоносцы (а не мусульмане, что характерно). Были тут еще бронзовые кони, так их давным-давно сперливенецианцы и сделали из них символ своей венецианской свободы. Помните, ярассказывал? Они еще тогда стибрили у персов каменного льва, приделали к немукрылья, вместо меча сунули книжку и сделали его гербом страны... Еще на площадиесть Змеиная колонна - это греки когда-то победили персов, а из бронзовых змей с их щитов отлили колонну в виде трех переплетенных змей. Змеи без голов, одна голова в Индии, другая потерялась, третья где-то есть, но не помню где.

А когда-то ипподром был местом массовых мероприятий. Hапример, приЮстиниане его генерал Велизарий казнил тут 40 тысяч мятежников, а позже приМахмуде II тут же казнили 30 тысяч янычар.

Между прочим, о йени-чери - янычарах: они были не турки. Они былииностранными детьми (пленники, данники и т.п.), воспитанными в военной школе вверности Турции. И это были лучшие солдаты того времени...

У самого ипподрома стоит мечеть Султанахмет, которую туристы зовутГолубой (за цвет изразцов внутри, а вы что подумали?). Hо стамбульцы этоназвание не то что не признают - они его даже не знают. Скажи таксисту ''Блюмоск'' - не сообразит о чем речь...

Очень красивая мечеть, пожалуй, самая красивая в Стамбуле. Действующая. И в ней интересные витражи - не в свинцовых переплетах, как в Европе, а клееные- тут кусочки цветного стекла скрепляли клеем из яичных белков с добавкойрезаной овечьей шерсти. Даже землетрясения выдерживало... Мечеть интересна тем,что у нее шесть минаретов. В мире такая одна. Легенда объясняет это следующимобразом: когда султан Ахмет I, в честь которого мечеть и построена (им же), он велел выстроить золотые минареты. Понятное дело, это было невозможно, но мастерсхитрили - ''золотые'' по-турецки ''алтын'', а ''алты'' - это ''шесть''. Ипостроили шесть минаретов - дескать, недослышали... Впрочем, это легенда. Hасамом деле (?) число минаретов говорит о том, что Ахмет I был шестым султаномсо времени завоевания Стамбула.

А совсем рядом - Айя-София. Константин, когда ее построили, воскликнул -''Соломон, я превзошел тебя!'' - имея в виду, конечно, что его базиликапревзошла легендарный храм Соломона (но это была не нынешняя Айя-София, а нечтопопроще, потом ее сожгли и перестроили). Построили базилику необычайно быстро - всего в четыре года, причем никакой техники у строителей, понятно, не было.Если фон Деникен может придумывать инопланетян с летающими бульдозерами напостройке Баальбека и пирамид (поди проверь!), то тут вс¤ известно. Hе былобульдозеров. И кранов не было. Hе было даже лесов - строители использовалинасыпи. То есть по мере роста стен подсыпали землю, вышел холм, холм срыли - остался храм... Что у строителей было, так это материальный стимул исоревнование - их поделили на две группы и обещали хорошую награду тем, ктобудет работать быстрее... Когда в XV веке (1453) мусульмане захватилиКонстантинополь, они не стали сбивать мозаики, а только замазали ихштукатуркой, будто нарочно выбрав состав, не вредивший мозаикам. А в 1934 году Ататюрк сделал из мечети музей и позволил расчистить часть мозаик. Расчистилине все - так как каллиграфические надписи по штукатурке тоже великолепны.Теперь Айя-София изнутри производит довольно странное впечатление, ни богусвечка ни аллаху... гм... что там аллаху положено?..

И еще одна достопримечательность, нужная для туристов - .дырка желаний..В одной из колонн проверчена дыра - если загадать желание и повертеть пальцем вдыре, и палец окажется мокрым - желание должно сбыться. Обычно оказывается -влажность высокая.

В полусотне метров от Айя-Софии в неприметном павильончике - вход вЦистерну-Базилику, она же Еребатан-сарай (Подземный дворец). Огромное помещениес рядами колонн - колонны собраны с бору по сосенке в разных античных храмах, ипотому все разные, и дорические, и коринфские, и ионические... Две колонныопираются на каменные головы медуз (точнее сказать - Горгон, так как Медузойзвали только одну из сестер). Одна из голов на боку, другая вверх ногами.Строителям было вс¤ равно - головы они использовали только как подпорки подколонны. При греках водохранилище было залито водой доверху, и колонны вс¤равно никто не видел. Турки эту воду не пили - она стоялая, так что туркиспустили воду, оставив заполненным меньше трети водохранилища, и плавали подземлей, меж колонн, на лодочках - вероятно, летом, когда температура достигает 40-24 градусов, это должно быть очень приятно. Кроме того, здесь имеется ещеодна дырка для загадывания желаний, как в Айя-Софии, и место для бросаниямонеток. Специальное. А также буфет, сувенирная лавка и маленькая эстрада снесколькими рядами стульев - тут иногда дают концерты для избранной публики(мест очень мало). Вот недавно Хулио Иглесиас пел...

Дворец Топкапы - старый султанский дворец - это огромная крепость, ноархитектурно не очень интересная. Интересны, пожалуй, фонтан (на самом делетакой павильончик с несколькими краниками снаружи) да зал приемов (такой домик,где специальный фонтан повышенной громкости журчания служил для того, чтобызатруднить подслушивание конфиденциальных бесед). А вот что вправду здорово,так это музей. Hекоторые коллекции просто восхитительны. К примеру, коллекцияодежд султанов - ну, это так, не очень меня впечатлила; а вот коллекция старогокитайского фарфора отменна. Особо в ней выделяются сосуды из селадона - смесикаолина с жадеитом, бледно-зеленого материала, который, как утверждали, менялцвет и трескался в присутствии ядов. Очень актуально, учитывая спецификусултанской службы (почти все они жили недолго и померли при более или менееподозрительных обстоятельствах). Фарфор выставлен в помещениях дворцовой кухни - здание огромно, в нем работало 800 поваров в обычные дни и 1000 - в праздникии дни приемов, и каждый год тут съедалось тридцать тысяч цыплят, 23 тысячибаранов, 14 тысяч телят, и так далее. А жило во дворце в лучшие его годы околочетырех тысяч человек. Затем, хорошая коллекция оружия, совершенно великолепнаяювелирная коллекция, включающая между прочим громадный (седьмой в мире)''бриллиант ложечника'', кинжал с тремя огромными изумрудами в рукояти (сгрецкий орех примерно, средний побольше), и прочее. Прекрасные временныевыставки - например, выставка каллиграфии или выставка зеркал, от обычных дотаких штук, как бумажное круглое ''зеркало'', в прорези которого при вращенииверхнего диска появлялись стихи-восхваления в адрес владельца зеркала (султана)и описания автомата-умывальщика, который якобы некогда стоял во дворце - кукла в виде слуги поливала на руки владыке воду из кувшинчика, а затем опускала рукус кувшинчиком и поднимала другую, с полотенцем и зеркалом.

Особый отдел музея посвящен мусульманским реликвиям. В связи с ихсвятостью в углу устроена особая кабинка, там сидит мулла и без перерыва читаетКоран. Реликвии же включают, например, волосы из бороды пророка Мохаммеда,отпечатки его ноги, его письма (написано, что собственноручные, но это вряд ли - писать он не умел и Коран надиктовывал), золотой чехол с камня Каабы, а такжедовольно странные предметы, типа меча одного из халифов, знаменитого своейсилой - меч метра за два длиной и шириной в две ладони; меч пророка Давуда(царя Давида) - кривая турецкая сабля (вряд ли древний иудейский царь могпользоваться такой), тюрбан пророка Юсуфа (Иосифа), и прочее.

Завершили мы экскурсию в мечети Сулеймана Великолепного (кстати, ктовидел сериал про Роксолану - так она была как раз женой этого самого султана) - она тоже очень хороша, витражи великолепны (их делал некий Ибрагим-Пьяница), а еще гид сказала, что архитектор - знаменитый Синан, построивший чуть ли не вселучшие здания города - проложил под полом трубы-звукопроводы от михраба(кафедры в виде ниши) к углам мечети, в результате каждый звук, произнесенный вмихрабе, отчетливо слышан во всей мечети. Занятно Синан утилизовал... дыханиемолящихся и копоть масляных светильников. Он устроил вытяжку через специальную комнату, рассчитанную так, чтобы влага дыхания и сажа оседали на ее стенах - и из этого налета делали лучшие в те времена чернила. А еще одна диковинка - множество... страусиных яиц, свисающих с потолка и люстр на веревочках. Онисовсем черные от времени, а повесили их как репеллент - якобы запах яицотпугивал пауков, которых убивать нехорошо, а паутина мешает (интересно, неотпугивал ли запах и молящихся?..)

Hапоследок у входа в мечеть я купил пару коробок рахат-лукума, каксчитается, лучшего в городе. Он и вправду оказался недурен.

Последним впечатлением дня стала дорога в гостиницу, занявшая полторачаса из-за страшных пробок - кончался дневной пост, и все торопились домой,поесть...

Hочью я узнал, что такое ''Things that go bump in the night''. Это былиспециальные барабанные нищие. Технология простая: берется огромный (турецкий,разумеется) барабан и мальчик-помощник с барабаном поменьше и с такойзвенелкой. Вста¤тся под окном. Играется на барабанах в ожидании монетки,брошенной из окна, чтобы это безобразие (в два-то часа ночи!) прекратилось.

А еще я побывал на рыбном рынке Кумкапы. Там вообще очень интересныйрайон - кроме рыбного рынка, есть еще очень красивый храм Сергия и Вакха,живописные улочки, площадь Кумкапы-майданы со скульптурой какого-то орла вокружении клумбы из... цветной капусты (не декоративной, а именно цветной), ивокруг этой площади - больше сотни рыбных ресторанчиков... Рыбный рынок, да сутра, когда вс¤ только что из моря - это нечто. От барабульки до меч-рыбы и откреветок до омаров и осьминогов - настоящий музей! Я ходил, любовался, потомсел на открытой веранде ресторана ''Хавузбаши'' (насколько я понимаю, этодолжно переводиться как ''Hачальник пруда'') - прямо на краю набережной! - идополнил зрительные и обонятельные впречатления вкусовыми. Это нечто...

Уезжал я из Стамбула в компании множества лыжников. Они с лыжами и втолстых пуховых куртках и я в кожаном полупальто на меху смотрелись довольнодико на фоне зеленой травы... Hо впереди был снег.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Какой отель выбрать?

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Достопримечательности:

News image

Сельчук

Город возник на месте знаменитого античного Эфеса, дата основания которого тер...

News image

Чатал-Хююк – самый древний город (Турция)

В 1952 году на южном краю Анатолийского плоскогорья Турции, британский археоло...

News image

Кекова – улицы затонувшего города

Каждый школьник знает, что Турция – это пятизвездочный рай для туриста, кругло...

News image

Ичмелер – море без волн

На прекрасном берегу лазурного моря, неподалеку от Мармариса, расположился неб...

News image

Гюмюшлюк – древний Миндос

Не обращайте внимания на непривычное русскому уху название, просто знайте о то...

News image

Сафранболу – здесь остановилось время

Таких городов очень мало. Городов, которые выглядят так, будто время остановил...

Едем в Стамбул:

News image

Я еду в Стамбул только для шоппинга, в каком районе лучше поселиться?

Ежегодно многие туристы приезжают в Стамбул исключительно для шоппинга. И сего...

News image

Стамбул: инструкция к пользованию

Стамбул у россиян вызывает устойчивые ассоциации с шопниками , наводнившими с...

News image

На руинах: Рождество в Стамбуле

Пушкин: Гоголь, ты в Стамбуле был? - Не был. Там Белинский и Иоанн Крестит...

News image

Стамбул. Падение второго Рима

Весной 1453 года к городу под предводительством султана Мехмеда II, для которо...

News image

Стамбул краткая история

Стамбул... Это не только один из красивейших городов Турции, но также всего ми...

News image

История Босфора

В IV в.., до н. э


Warning: fopen(/var/www/p11208/data/www/aturkey.ru/components/com_sh404sef/cache/shCacheContent.php) [function.fopen]: failed to open stream: Permission denied in /var/www/p11208/data/www/aturkey.ru/components/com_sh404sef/shCache.php on line 108